Сайт для студентов педагогического колледжа
Главная Лекции УМК Документы
Раздел обновлен 03.06.2010

Эмоциональная сфера человека

План:

1.     Понятие  эмоции, чувств в психологии

2.     Эмоциональные состояние

3.     Способы, приемы гармонизации эмоциональной сферы

 

1.     Чувства – это выражение человека своего отношения к чему-либо или к кому-либо.

Чувства долговременны, в отличие от эмоций. Они могут остаться на всю жизнь. Они всегда относительны ( чувство любви не может возникнуть если нет объекта привязанности). Чувства формируются  в процессе онтогенеза, т.е под влиянием семьи, школы, искусства. Чувства выражают различные эмоции. Основная  функция чувств – отражение.

Виды чувств.

1.     Нравственные (моральные) – патриотизм, гуманность, сочувствие, сопереживание, уважение,  чувство долга, товарищества.

2.     Интеллектуальные – любознательность, любопытство, чувство новизны.

3.     Эстетические – чувство красоты, безобразного, низости, пошлости.

4.     Предметные – трагичность, ирония, чувство юмора и т.д

2.     Эмоции – это временное переживание, отражение отношения к чему-либо или к кому-либо.

Эмоции уже,  чем чувства. Они включаются во все состояния и процессы человека.

Эмоции выражаются через:

·        Мимика (улыбка, большие глаза, страх)

·        Пантомимика (жесты, наклоны головы)

·        Вокальная мимика (интонация, темп, ритм, мимика голоса)

Виды эмоций

Положительные (радость, восторг, смех)

Отрицательные (горе, слезы)

Смешанные

 

Попытка классифицировать эмоции осуществлялась в античные времена.

Аристотель

1.     Любовь

2.     Ненависть

3.     Желание

4.     Отвращение

5.     Отчаяние

6.     Гнев

7.     Печаль

8.     Радость

Декарт

1.     Любовь

2.     Желание

3.     Радость

4.     Удивление

5.     Ненависть

6.     Печаль

В современной психологии не существует единой классификации. Базовой является классификация Изарда:

1.     Радость

2.     Удивление

3.     Гнев

4.     Призрение

5.     Стыд

6.     Интерес

7.     Вина

8.     Страх

9.     Отвращение

10. Горе

 

Общая характеристика познавательных процессов. Понятие о внимании. Типы, виды, свойства внимания.

Познавательные процессы:

ü Внимание

ü Мышление

ü Восприятие

ü Ощущение

ü Воображение

ü Память.

План:

1.     Понятие о внимании

2.     Физиологические механизмы внимания

3.     Виды и характеристики внимания

4.     Свойства внимания

1.На человека постоянно воздействует одновременно огромное количество раздражителей. Однако доходят до состояния лишь те, которые являются наиболее значимыми.

Внимание – сосредоточенность  и направленность сознания человека на определенных объектах пи одновременном отвлечении от других объектов.

2.Согласно взглядам Сеченова: внимание человека имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате рефлекса. Важный вклад внес Ухтомский: возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно.

      Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга и получивших название: ретикулярной формации.

Способы поддержания устойчивого внимания на уроке.

Еще Ухтомский для организации внимания учащихся на уроке советовал учителям использовать следующие приемы:

         Усилие впечатления прямым путем – повышение голоса, подчеркивание слов, красочный рассказ, и косвенным – устраняя причины, мешающие сосредоточить внимание учащихся на задании – обеспечение тишины в классе, отсуцтвие предметов, отвлекающих внимание.

       Прямое требование внимания – частое обращение к школьникам, используя команды к тем или иным действиям (раскрыть книгу). Задав вопрос,  следует выдержать паузу,  прежде чем называть фамилию ученика, тем самым обеспечивается внимание класса. Если учащийся хочет ответить,  он поднимет руку, что способствует активации внимания. При чтении вслух одного школьника остальные должны следить. Следует требовать от учащихся повторения сказанного учителем.

        Занимательность преподавания – самый неинтересный по содержанию урок можно сделать занимательным с помощью таких внешних средств, как игра на внимание, соревнование на запоминание, новые интересные примеры,  иллюстрирующие учебный материал и т.д

3.                                                          Виды внимания

Непроизвольное внимание не зависит от нашего желания, ни от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

         Что может привлекать  к себе непроизвольное внимание? Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на группы:

-  яркие световые  явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет);е ощущения

- неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота)

- что – то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки)

- предметы и явления, вызывающие у человека эмоциональное удивление, восхищение, восторг.

Внимание человека может привлекать все, что для него важно и интересно.

Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек испытывающий чувство голода, не может не обратить внимание на запах пищи, на звон ложек и вилок, на вид тарелки с едой.

Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что мы не обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами овладевают нашим вниманием. Но иногда приходиться делать над собой усилие – оторваться от интересной книги или другого интересного занятия и начать делать что – то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным вниманием, когда человек ставит себе цель и прилагает усилия это намерение осуществить.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют:

·        Осознание человеком значения задачи: чем важнее задача, тем сильнее желание выполнить ее.

·        Интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным.

·        Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания.

·        Словесный отчет, что уже сделано и что еще нужно сделать.

·        Определенная организация деятельности.

Произвольное внимание иногда переходит в послепроизвольное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например. Чтобы решить математическую задачу надо самому на ней постоянно удерживать на ней свое внимание. Однако решение задачи становиться для человека столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой ослабляется совсем – все внимание само по себе сосредотачивается на этой деятельности и уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и т. д. тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное или послепроизвольное.

Свойства внимания:

Сосредоточенность – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности  при отвлечении от всего остального. Степень или сила сосредоточенности – это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация – поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показатель интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Устойчивость – длительное удержание внимание на предмете или какой – нибудь деятельности. Устойчивость внимания у разных людей различна. Они могут очень долго, без отвлечения, сосредотачиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.

Объем – это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем обычно колеблется у взрослых в пределах от4 до 6 объектов, у школьников от 2 до 5.

Распределение – умение выполнить 2 или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. (Наполеон мог одновременно выполнять 7 дел.)

Переключение  - сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.

(с) copyright 2010, pedstudent.narod.ru. Копирование материал разрешено только со ссылкой на источник. 

Используются технологии uCoz