Восприятия и ощущения
1.
Понятие об ощущении
2.
Классификация об
ощущении
3.
Характеристика видов
ощущений
4.
Свойства ощущений
5.
Понятие о восприятии
6.
Виды восприятия
7.
Свойства восприятия
1.
Ощущение-
простейшая форма психического отражения, свойственная и живому, и
человеку, обеспечивающая познание тодельных свойств предметов и явлений.
Ощущение- первичная форма отражения действительности. Информация в
головной мозг поступает через анализаторы. Способность к ощущению
имеется у всех живых существ, но осознавать их могут те, которые имеют
головной мозг с высокоразвитой корой. Если высокоразвитая кора
отключается (наркоз), то индивид перестает реагировать на раздражители.
Основное свойство ощущений- чувствительность (способность различать
раздражители).
Чувствительность
абсолютный верхний
порог
абсолютный низкий
порог
(минимальная
величина
(максимальная величина
раздражителя)
раздражителя)
2.
I
по наличию или отсутствию контакта с раздражителем:
ü
дистантное
(зрительные, слуховые, обонятельные)
ü
контактное
(вкусовые, тактильные)
II
по расположению рецепторов:
ü
экстрорецептивное (на поверхности
тела)
ü
проприорецептивные (в сухожилиях и связках)
ü
интерорецептивные (на внутренних органах)
III
по анализаторам:
ü
зрительные
ü
вкусовые
ü
тепловые
ü
осязательные и др.
3.
Зрительный- аппаратом является
глаз. Механизм- световые волны преломляются в хрусталике глаза и
отражаются в сетчатке.
Зеленый- успокаивает.
Голубой- открытое
пространство.
Красный- возбуждает, тревога.
Черный- угнетает.
Слуховые-
аппаратом является внутренне ухо. Механизм- принцип резонанса
чувствующих окончаний, в результате колебания частиц воздуха.
A
Шумы-
опасность.
A
Музыкальные- способность различать качество звука: высота, сила, тембр,
длительность.
A
Речевые-
способность различать звуки речи, фонетический слух, эмоциональный
настрой.
Обонятельные-
возникают в результате попадания частиц веществ в носовую
полость.
Определяют:
-
Качество
пищи
-
Опасность
тесно связаны с вкусовыми ощущениями.
Вкусовые- отражение 4 качеств пищевых
раздражителей:
-
Кислое
-
Сладкое
-
Соленое
-
Горькое
Эти ощущения связаны с потребностью в
пище:
-
При голоде
повышает чувствительность
-
При
насыщении - понижается
Кожное - включает 3 вида:
-
Тактильные
-
Температурные
-
Болевых
Значение – значение о качествах
предметов,
К темпер – регулирует теплообмен
организма со средой
Болевые – специализирует об опасности
Кинестетические – ощущение движения и
поколение тела в пространстве
Вывод: таким образом, ощущение с
достаточной полной отражает все свойства материального мира на основе
работы органов чувства
Качество ощущения (каждый вид ощущений
имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других
видов ощущения) Например: слуховые ощущения – тембр, темы, громкости,
интонация, зрительное – яркость, частота, контрастность.
1) быстрота возникновения при воздействии
раздражителя на рецептор ощущение думает не
сразу, а спустя некоторое время
–латентный период. Он зависит от возбудимости рецептора и быстроты
проведения возникшего возбуждения по чувствительному нерву
Быстрота возникновения зависит от силы
раздражителя, длительности его действия, абсолютной чувствительности
анализатора.
2) интенсивность (степень вырожемости
ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и
функциональным состоянием рецептора. Чем больше сила раздражителя . тем
больше интенсивность)
3) длительность (временная характеристика
возникшего ощущения). Ощущение не исчезает вместе с прекращением
действия раздражителя, оно еще и остается на некоторое время.
4)пространственная локализация
раздражителя (в каком месте находиться источник звука или света, на
какой участок тела действует тот или иной раздражитель)
5 Восприятие - психический процесс
отражения предметов и явлений действительности в совокупности их
различных свойств, при непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие- отражение раздражителя.
Виды восприятия
Простые
|
Сложные
|
Зрительное
восприятие,
слуховые,
обоняние,
вкусовые,
осязательные .
|
Восприятие
пространства,
времени,
восприятие человека,
картинки,
движений,
речи .
|
|
|
1.
Предметность – вкус лимона,
соли запах бензина, розы, звуки, шум моря.
2.
Целостность – узнавание предмета по его части
3.
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению
с другими.
4.
Константность – предметы воспринимаются относительно постоянна.
5.
Апперцепция- зависимость
восприятие от прошедшего опыта, запаса знаний и общей направленности
личности.
Память как механический процесс
1.
Понятие о
памяти
2.
Виды
памяти
3.
Процессы
памяти
4.
Факторы,
влияющие на запоминание материала
5.
Индивидуальные особенности памяти
1.
Образы внешнего мира,
восприятие в коре человеческого мозга не исчезают бесследно. Они
оставляют след, который может находиться в течении длительного времени.
Память-
запоминание, сохранение и дальнейшее воспроизведение информации.
Память, как
познавательный процесс, обеспечивает целосность и развитие личности.
Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.
Без памяти невозможно было бы мышление человека, воображение,
наше прошлое было бы мертвым для будущего.
Если не было бы памяти, то человек не стал бы личностью.
2.
Виды памяти
По времени
от вида материала
по характеру цели
сохранения
материала
-долговременная
-кратковременная
-мгновенная
-оперативная
-генетическая
|
-зрительная
-слуховая и
т.д.
|
-произвольная
-
непроизвольная
|
Мгновенная память- длительность 0,1-0,5
с.
Оперативная память- хранение информации в
течение определенного заданного срока (от нескольких секунд до
нескольких дней).
Генетическая- по наследству, на которую
не влияют обучение и воспитание.
3.
Основные процессы памяти:
·
Запоминание
·
Сохранение
·
Воспроизведение
Запоминание-
процесс памяти, в результате
которого происходит закрепление нового путем связывания с приобретенными
ранее. Запоминание всегда выборочное.
Сохранение-
процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала,
овладение им.
Воспроизведение- процесс памяти, в результате которого происходит
актуализация закрепленного ранее события.
4.
Факторы, влияющие на запоминание материала
Объем
запоминаемого материала не пропорционален числу попыток для запоминания.
Так, установлено, что число повторений растет быстрее, чем объем
запоминаемого материала.
Сложность(понятность)
материала оказывает существенное влияние на запоминание: чем сложнее по
структуре и непонятнее учебный материал, тем труднее его запомнить.
Место заучиваемого
материала- в начале, середине или конце- тоже имеет значение для
быстроты заучивания. Материал, находящийся в середине, запоминается
дольше, требует большего количества попыток.
Новизна материала,
вследствие большего к нему интересаучащихся, ускоряет запоминание.
Форма
предъявления материала. В младших классах, например, запоминание
происходит лучше, если материал предъявляется в наглядности, а не в
словесной форме.
5.
Индивидуальные особенности памяти
Количественные
(скорость,
прочность, длительность, объем памяти, точность)
|
От действий
анализаторов
(слуховой,
зрительный, обанятельный и др.)
|
Чистых видов памяти не бывает. Они встречаются крайне редко. Чаще
встречаются смешанные виды(зрительно-двигательная,
двигательно-слуховая).
Забывание-
противоположное процессу сохранения. Выражается как полная потеря
памяти(амнезия), так и в частичной потери.
Причины забывания:
-состояние здоровья
-возраст
-посторонние раздражители
-запредельное торможение
Реминисенция-
временное забывание информации, которое проявляется в том, что
отсроченное воспроизведение оказывается боле полным, нежели то, которое
осуществилось сразу после запоминания.
|