Сайт для студентов педагогического колледжа
Главная Лекции УМК Документы
Раздел обновлен 03.06.2010

План:

1)      Психологические особенности подросткового возраста (ПВ);

2)      Подростковый кризис;

3)      Особенности эмоциональной сферы подростка;

4)      Особенности познавательной сферы подростка;

5)      Общение со сверстниками;

6)      Особенности общения с взрослыми;

7)      Личностная нестабильность и подростковые проблемы;

8)      Чувство взрослости;

9)      Подростковая агрессия.

  

№1

Подростковый возраст охватывает временные рамки с 11,12 – 15,16 лет.    ВВД – интимно-личностное общение со сверстниками.                    Центральное новообразование – чувство взрослости. Главная особенность – переход от детства к взрослости. Этот период в жизни человека всегда протекает тяжело, остро. Быстро меняются взгляды, ценности, положение себя в обществе. Этот возраст характеризуется одним из самых тяжелых кризисов в жизни человека. У одних кризис наступает в 12 лет, у других в 14 лет. Начиная с кризиса весь период протекает трудно как для подростка, так и для родителей. Часто этот кризис «называют затянувшимся кризисом»

Особенности развития подростков:

1)      Подросток ищет ответ на вопрос Кто я?

2)      Трудности во взаимоотношениях со сверстниками

3)      Упрямство, негативизм

4)      Трудности во взаимоотношениях со взрослыми

5)      Поиск друга, подруги, компании

В ПВ происходят изменения интересов: сгорание старых и появление новых. Мнение о том, что у подростков нет интересов неверное. В подростковом периоде происходит поиск идеалов.

Выготский Л.С выделил доминанты ПВ:

1)      Доминанта интересов – эгоцентрический интерес к своей внешности, личности;

2)      Доминанта дали – установка подростка на большие масштабы в жизни;

3)      Доминанта романтики – стремление к неизвестному, новому;

4)      Доминанта усилия – тяга к сопротивлению, которое проявляется в хулиганстве, протестах, упрямстве.

Психологические особенности подростка:

1)      ВВД – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит освоение новых норм и правил поведения;

2)      Новообразования: чувство взрослости, формирование саморазвития, самоотношения

3)      Интенсивное половое развитие и созревание (бурная физиологическая перестройка организма);

4)      Нестабильность эмоциональной сферы, неуправляемость эмоциями и настроением

5)      Формирование самооценки и характера

6)      Возможное появление акцентуации характера

7)      Повышенная внушаемость

8)      Развитие логического мышления

9)      Склонность к риску агрессии

10)  Появление сексуальных увлечений и интересов

11)  Избирательность в учении

12)  Сензитивный возраст для развития общих и специальных способностей.

 

 

№2

В основе кризиса лежит половое созревание, которое зависит от эндокринных изменений в организме. Огромную роль играет гипофиз. У мальчиков пик скачка роста приходится на 14-15 лет. У девочек на 2 года раньше. Изменение роста и веса сопровождается изменениями пропорций тела. Сначала до взрослых дорастают голова, кисти рук, ступни.

Рост скелета опережает развитие мускулатуры, появляются вторичные половые признаки: темпа голоса.  В связи с быстрым ростом скелета возникают трудности в функционировании легких, сердца, следовательно, перепады настроения.

Выделяют 3 фазы подросткового кризиса:

1.      Негативная – смена старых интересов, привычек

2.      Кульминационная

3.      Посткритическая

 

В этом возрасте часто возник подростковый комплекс( комплекс неполноценности) Чаще всего причинами могут быть:

1)      Физическое несовершенство;

2)      Физические недостатки;

3)      Взаимоотношения со взрослыми, сверстниками;

У подростка присутствует совокупность противоречивых чувств: романтизм – цинизм, нежность – жестокость, развязность – застенчивость, повышенная самоуверенность – неуверенность.

Подросток постоянно приспосабливается к физическим и физиологическим изменениям. Благодаря этому формируется интерес к своей внешности. На темпы физического Я влияют темпы полового созревания.

 

№3

Особенности эмоциональной сферы подростка:

1)      Перепады настроения без особых причин

2)      Противоречие в чувствах

3)      Сильно проявляется чувство патриотизма

4)      Сильно развито чувство принадлежности

5)      Противоречия подростков возникают не только по поводу его оценки другими, но и самооценки.

№4

Внимание. Школьники средних классов могут удерживать внимание преднамеренно минуту, следить одновременно до 4-6 объектами.

Причины невнимательности:

1)      Импульсивное поведение

2)      Возрастная потребность в двигательной активности

3)      Стремление сделать поскорее и самому

 

Подросток в большей степени ориентируется на результат своей работы, а не на качество выполнения.

           Мышление. Приблизительно с 11-12 лет мышление подростка становится более рефлексивным, появляется способность рассуждать на основе общих данных. Они способны строить гипотезы, прокручивать в уме решение задач, возрастает уровень логического мышления, но не у всех оно одинаково. В  13-14 лет наблюдается интерес к деятельности, но возможности ее выполнения низкие. У них хорошо развито творческое мышление, они способны реализовать абстрактные идеи, наблюдается интерес к философским идеям, развивается мировоззрение.

          Память. Снижается объем памяти, т.к запоминается то, что интересно. Происходит интеллектуализация восприятия, т.е умение не только видеть объект, но и выделять в нем связи и зависимости.

№5

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, понимаемую как взрослость. Они болезненно реагируют на ущемление их прав, пытаются ограничить претензии взрослых

 по отношению к себе. Но несмотря на все это, подросток испытывает потребность в поддержке

Совместная деятельность помогает подростку узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Он больше  притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью настроения, что приводит к неадекватности реакций подростков.

Характерными для подростков являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.

№6

В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно и исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценным. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и обязанностях. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток предал, подвел, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения. Перечисленные отроческие ориентации совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых

В этом возрасте подростки вступают в различные неформальные организации.

№7

Этот возраст характеризуется нестабильностью:

1)      Частые смены настроения

2)      Аффективные взрывности

3)      Агрессия

4)      Частая смена друзей, увлечений

5)      Смена позиций

6)      Часто связано с половым созреванием.

Подростковые проблемы:

·         Вредные привычки

·         Попытки суицида

·         Взаимодействие с родителями

·         Безответная любовь

·         Ответная любовь

Причины подростковых проблем:

Ø  Плохие взаимоотношения со взрослыми, сверстниками

Ø  Физические недостатки

Ø  Проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом.

 

Существенная особенность подростка – появление чувства взрослости в 11-12 лет. Признаки чувства взрослости:

1.      Подросток хочет чтобы к нему относились как ко взрослому

2.      Стремление у самостоятельности

3.      Стремление выбора стиля одежды, круга общения

4.      Наличие собственных взглядов и стремление их различать:

1)      Социально-моральная взрослость (участие в заботах о семье, ее благополучие)

2)      Интеллектуальная взрослость (стремление узнать что-то новое)

№9

ПВ характеризуется ее повышенной активностью, правда, если у 10-11 летнего мальчика преобладает физическая агрессия, то у старших – вербальная. Уровень агрессивности у подростков связан с их социальным статусом. Исследователи показали, что более агрессивно себя ведут подростки с высокой и низкой самооценкой. Повышенная агрессивность подростка создает благоприятную почву для развития у них дивиантного поведения.

(с) copyright 2010, pedstudent.narod.ru. Копирование материал разрешено только со ссылкой на источник. 

Используются технологии uCoz