План:
1)
Психологические
особенности подросткового возраста (ПВ);
2)
Подростковый кризис;
3)
Особенности
эмоциональной сферы подростка;
4)
Особенности
познавательной сферы подростка;
5)
Общение со сверстниками;
6)
Особенности общения с
взрослыми;
7)
Личностная
нестабильность и подростковые проблемы;
8)
Чувство взрослости;
9)
Подростковая агрессия.
№1
Подростковый возраст
охватывает временные рамки с 11,12 – 15,16 лет.
ВВД – интимно-личностное общение со сверстниками.
Центральное новообразование – чувство взрослости. Главная
особенность – переход от детства к взрослости. Этот период в жизни
человека всегда протекает тяжело, остро. Быстро меняются взгляды,
ценности, положение себя в обществе. Этот возраст характеризуется одним
из самых тяжелых кризисов в жизни человека. У одних кризис наступает в
12 лет, у других в 14 лет. Начиная с кризиса весь период протекает
трудно как для подростка, так и для родителей. Часто этот кризис
«называют затянувшимся кризисом»
Особенности развития подростков:
1)
Подросток
ищет ответ на вопрос Кто я?
2)
Трудности
во взаимоотношениях со сверстниками
3)
Упрямство,
негативизм
4)
Трудности
во взаимоотношениях со взрослыми
5)
Поиск
друга, подруги, компании
В ПВ происходят
изменения интересов: сгорание старых и появление новых. Мнение о том,
что у подростков нет интересов неверное. В подростковом периоде
происходит поиск идеалов.
Выготский Л.С
выделил доминанты ПВ:
1)
Доминанта интересов –
эгоцентрический интерес к своей внешности, личности;
2)
Доминанта дали – установка
подростка на большие масштабы в жизни;
3)
Доминанта романтики –
стремление к неизвестному, новому;
4)
Доминанта усилия – тяга к
сопротивлению, которое проявляется в хулиганстве, протестах, упрямстве.
Психологические особенности подростка:
1)
ВВД –
интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит освоение новых
норм и правил поведения;
2)
Новообразования: чувство взрослости, формирование саморазвития,
самоотношения
3)
Интенсивное половое развитие и созревание (бурная физиологическая
перестройка организма);
4)
Нестабильность эмоциональной сферы, неуправляемость эмоциями и
настроением
5)
Формирование самооценки и характера
6)
Возможное
появление акцентуации характера
7)
Повышенная
внушаемость
8)
Развитие
логического мышления
9)
Склонность
к риску агрессии
10)
Появление
сексуальных увлечений и интересов
11)
Избирательность в учении
12)
Сензитивный возраст для развития общих и специальных способностей.
№2
В основе кризиса
лежит половое созревание, которое зависит от эндокринных изменений в
организме. Огромную роль играет гипофиз. У мальчиков пик скачка роста
приходится на 14-15 лет. У девочек на 2 года раньше. Изменение роста и
веса сопровождается изменениями пропорций тела. Сначала до взрослых
дорастают голова, кисти рук, ступни.
Рост скелета
опережает развитие мускулатуры, появляются вторичные половые признаки:
темпа голоса. В связи с
быстрым ростом скелета возникают трудности в функционировании легких,
сердца, следовательно, перепады настроения.
Выделяют 3 фазы подросткового кризиса:
1.
Негативная
– смена старых интересов, привычек
2.
Кульминационная
3.
Посткритическая
В этом возрасте часто возник подростковый
комплекс( комплекс неполноценности) Чаще всего причинами могут быть:
1)
Физическое
несовершенство;
2)
Физические
недостатки;
3)
Взаимоотношения со взрослыми, сверстниками;
У подростка
присутствует совокупность противоречивых чувств: романтизм – цинизм,
нежность – жестокость, развязность – застенчивость, повышенная
самоуверенность – неуверенность.
Подросток постоянно
приспосабливается к физическим и физиологическим изменениям. Благодаря
этому формируется интерес к своей внешности. На темпы физического Я
влияют темпы полового созревания.
№3
Особенности эмоциональной сферы
подростка:
1)
Перепады
настроения без особых причин
2)
Противоречие в чувствах
3)
Сильно
проявляется чувство патриотизма
4)
Сильно
развито чувство принадлежности
5)
Противоречия подростков возникают не только по поводу его оценки
другими, но и самооценки.
№4
Внимание.
Школьники средних классов могут удерживать внимание преднамеренно
минуту, следить одновременно до 4-6 объектами.
Причины невнимательности:
1)
Импульсивное поведение
2)
Возрастная потребность в
двигательной активности
3)
Стремление сделать
поскорее и самому
Подросток в большей степени ориентируется на результат своей
работы, а не на качество выполнения.
Мышление.
Приблизительно с 11-12
лет мышление подростка становится более рефлексивным, появляется
способность рассуждать на основе общих данных. Они способны строить
гипотезы, прокручивать в уме решение задач, возрастает уровень
логического мышления, но не у всех оно одинаково. В
13-14 лет наблюдается интерес к деятельности, но возможности ее
выполнения низкие. У них хорошо развито творческое мышление, они
способны реализовать абстрактные идеи, наблюдается интерес к философским
идеям, развивается мировоззрение.
Память.
Снижается объем памяти, т.к запоминается то, что интересно. Происходит
интеллектуализация восприятия, т.е умение не только видеть объект, но и
выделять в нем связи и зависимости.
№5
В
отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает
складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки
начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым
требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на
самостоятельность, понимаемую как взрослость. Они болезненно реагируют
на ущемление их прав, пытаются ограничить претензии взрослых
по отношению к себе. Но
несмотря на все это, подросток испытывает потребность в поддержке
Совместная деятельность помогает подростку узнать
сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие
эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в
семье. Он больше притязает
на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. В
случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям,
они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью
изменить сложившиеся ранее отношения. Общение подростка во многом
обуславливается изменчивостью настроения, что приводит к неадекватности
реакций подростков.
Характерными для подростков являются имитации чьего-либо
поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего
определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на
внешнюю сторону. Слабость и неудачливость в какой-либо одной области
подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем
сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для
самореализации выбирается область деятельности, представляющая
наибольшие трудности.
№6
В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками
приобретает совершенно и исключительную значимость. В отношениях
исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы
взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей
среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя
и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение
окружающего мира и друг друга становится самоценным. Общение оказывается
настолько притягательным, что дети забывают об уроках и обязанностях.
При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает
негативную позицию.
Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В
подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и
воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом
нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь
пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь. Здесь
высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена,
нарушение данного слова, эгоизм, жадность.
Нормативность в подростковых группах формируется стихийно,
контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток
предал, подвел, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и
оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые
в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения. Перечисленные
отроческие ориентации совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка
поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у
взрослых
В этом возрасте подростки вступают в различные неформальные
организации.
№7
Этот возраст характеризуется нестабильностью:
1)
Частые смены настроения
2)
Аффективные взрывности
3)
Агрессия
4)
Частая смена друзей,
увлечений
5)
Смена позиций
6)
Часто связано с половым
созреванием.
Подростковые проблемы:
·
Вредные привычки
·
Попытки суицида
·
Взаимодействие с
родителями
·
Безответная любовь
·
Ответная любовь
Причины подростковых
проблем:
Ø
Плохие взаимоотношения
со взрослыми, сверстниками
Ø
Физические недостатки
Ø
Проблемы во
взаимоотношениях с противоположным полом.
Существенная особенность подростка – появление чувства
взрослости в 11-12 лет. Признаки чувства взрослости:
1.
Подросток хочет чтобы к
нему относились как ко взрослому
2.
Стремление у
самостоятельности
3.
Стремление выбора стиля
одежды, круга общения
4.
Наличие собственных
взглядов и стремление их различать:
1)
Социально-моральная
взрослость (участие в заботах о семье, ее благополучие)
2)
Интеллектуальная
взрослость (стремление узнать что-то новое)
№9
ПВ
характеризуется ее повышенной активностью, правда, если у 10-11 летнего
мальчика преобладает физическая агрессия, то у старших – вербальная.
Уровень агрессивности у подростков связан с их социальным статусом.
Исследователи показали, что более агрессивно себя ведут подростки с
высокой и низкой самооценкой. Повышенная агрессивность подростка создает
благоприятную почву для развития у них дивиантного поведения.
|