Младенческий возраст
План:
1.
Особенности
эмоциональной сферы младенца
2.
Особенности
психомоторного развития
3.
Особенности
потребностной сферы
4.
Волевая сфера
младенца
5.
Особенности
познавательных процессов
6.
Особенности «Я»-
концепции
7.
Общение младенца
1.
Младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года). ВВД – эмоциональное
общение с мамой.
Важность изучения особенностей
эмоциональной сферы начинается с раннего возраста, определяется тем, что
между интеллектуальным и эмоциональным развитием существует тесная
связь, нарушение в эмоциональном развитии ведет к тому, что ребенок не
может использовать другие способности, в том числе интеллект для
дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают
такие отрицательные эмоции, как страх, гнев, стыд ит.д. У таких детей
высокий уровень тревожности, а положительные эмоции появляются редко.
Уровень развития и интеллекта достигает средних значений, отсюда
возникает контроль - следить за эмоциональным состоянием ребенка. При
необходимости использовать психокоррекционные
программы. Эмоциональная реакция у детей появляется
последовательно:
1)
Удивление (ребенок 5 – 8 месяцев уже способен удивляться, когда
происходит что – то неожиданное или наоборот, если этого не происходит)
2)
Первичная эмоция страха (страх перед незнакомыми людьми 6-9 месяцев, до
6 месяцев страх не м ожжет возникнуть, т.к.
ребенок не отличает
знакомое лицо от незнакомого)
2.
Дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов, которые
обеспечивают им адаптацию к новой среде:
·
Рефлекс поиска груди
матери - если ребенок голоден, то на раздражение (поглаживание по
головке) ребенок поворачивает голову в сторону груди матери, открывая
при этом рот, и вытягивает губы, закрывает глаза
·
Сосательный рефлекс –
движения губами для захватывания соска матери
·
Хватательный рефлекс
– ребенок крепко схватывает любой предмет, который коснулся его ладони
(волосы, одежда, палец)
·
Рефлекс шагания –
если ребенка держать вертикально, так, чтобы его ступни касались твердой
поверхности, то он производит ногами движения,
похожие на ходьбу
·
Рефлекс Море – если
слегка ударить ладонью по подушке, на которой лежит ребенок, он быстро
разводит руки в стороны,
растопыривает пальцы, как будто падает и хочет за что – то ухватится
·
Шейнотонический
рефлекс – если повернуть в сторону голову лежащего на спине ребенка, то
он примет позу фехтовальщика
К 3 месяцам безусловные рефлексы должны угаснуть.
3.
Органические потребности (пища, тепло ит.д.).
Впечатления.
Активность – дети
постоянно придумывают себе занятие, переходя от одних манипуляций с
предметами к другим. Вялость ребенка, его пассивность – показатели
дефекта в развитии или болезненность.
Ласка, любовь,
нежность матери.
4.
Волевая
сфера младенца
от рождения
в процессе онтогенеза
Сеченов полагал, что
произвольные движения не даны человеку от рождения. Современная теория:
произвольные движения появляются у ребенка не сразу, а лишь в 4- 5
месяцев (лежа на животике, поднимает головку, грудь, тянется к игрушкам,
пытается их брать) следовательно, у ребенка формируется механизм
произвольного управления, однако это обусловлено и генетически –
созреванием пирамидальных клеток коры головного мозга.
5.
В этом возрасте
интенсивно развивается ощущение и восприятие. Развитие восприятия идет
параллельно с освоением предметного мира. Достаточно долго существовала
такая теория, что «рука учит глаз», те до тех пор, пока ребенок не начал
манипулировать с предметами, он остается глухим и слепым.
Современная теория.
«Глаз учит руку». Ребенок в 2 месяца уже следит за движущимися
предметами (пример с ширмой).
В 2 – 4 месяца ребенок пытается зафиксировать взгляд на предмете,
с которым он манипулирует. В
4 -6 месяцев ребенок способен определить месторасположение
предмета в пространстве, его изменение, форму. В 4 -6 месяцев –
дифференциация ощущений.
Мышление. К 7 – 12 месяцам появляются первые признаки наглядно –
действенного мышления.
Память. В 2 месяца дети обладают хорошей произвольной памятью, они
узнают знакомые предметы. В 5 месяцев дети узнают показанные ранее
изображения (48 часов назад), а фото с человеческими лицами в течение 2
недель.
6.
«Я»- концепция –
представления о себе. Начинает формироваться с младенчества, с 3
месяцев. Ребенок проявляет интерес
к своему телу (обследует пальчики, ступни, руки, активно
используя при этом рот). В 6 месяцев у ребенка возникает образ
«телесного Я». В 8 месяцев «внешний образ Я» - этому способствует
разглядывание себя в зеркале.
7.
Существует
2 стадии общения:
Реактивная
Одностороннее общение. Инициатор общения – мать. Ребенок
реагирует только на эмоциональность речи, т.к. смысла сказанного
он еще не понимает. Заканчивается с появлением комплекса
оживления – эмоционально – двигательная реакция на мать.
|
Активное
Инициатор общения – сам ребенок. В 4 -5 месяцев общение
избирательное. В 7 -8 месяцев понимает, как к нему относятся
другие люди. 5 -6 месяцев – ребенок использует мимику, жесты с
целью привлечь внимание. Общение должно нести положительные
эмоции, через общение взрослый вводит ребенка в мир предметов.
|
Очень часто
наблюдается привязанность – чувство близости, основанное на симпатии. У
ребенка привязанность проявляется к тому человеку, который удовлетворяет
его потребности. У ребенка есть один основной объект привязанности –
мама.
Признаки
привязанности:
·
Тянется ручками,
улыбается, издает звуки, ребенок начинает выделять маму по голосу в 2
месяца.
Минусы привязанности:
·
Постоянное
присутствие объектов привязанности
·
Удовлетворять свои
потребности только объекту привязанности
Речь. Ребенок начинает рано затихать, когда взрослый когда взрослый с
ним разговаривает , после 3 – х месяцев ребенок по
долгу гулит, те издает отдельные звуки. В 4 месяца
длительно воспроизводит услышанные звуки и ритм. В 6 -7 месяцев
появляется лепет. К концу первого года ребенок уже знает от 4 до 15
слов.
Новорожденность
Новорожденность (неонатальный период) – 28 дней.
Ранний неонатальный период от 0 до 7 дней, поздний неонатальный период 8
– 28 дней.
Общепризнанным фактором является то, что в момент, когда ребенок
переходит от внутриутробной жизни во внешний мир, он подвергается самым
сильным и самым резким изменениям за все время человеческой жизни. От
родов и способностей функций организма к адаптации зависит, в большей
степени, состояние ребенка в течение всей дальнейшей жизни. После
рождения ребенок попадает в новую среду, которая сразу возлагает на него
целый ряд нагрузок, которые затрагивают его органы. У громадного
большинства новорожденных адаптация к новым условиям, наступает без
каких – либо затруднений, что можно назвать чудом природы.
Прививки новорожденным:
·
Коклюш
·
Столбняк
·
Дифтерия
·
Детский паралич
Показатели полноценного развития грудного ребенка:
ü
Прибавка в весе
ü
Хорошее настроение
ü
Живость ребенка, жажда движений
ü
Хороший аппетит
ü
Хорошее пищеварение
Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов – сосания, мигания,
глотания, хватания.
|