Сайт для студентов педагогического колледжа
Главная Лекции УМК Документы
Раздел обновлен 03.06.2010

Младенческий возраст

План:

1.     Особенности эмоциональной сферы младенца

2.     Особенности психомоторного развития

3.     Особенности потребностной  сферы

4.     Волевая сфера младенца

5.     Особенности познавательных процессов

6.     Особенности «Я»- концепции

7.     Общение младенца

1.     Младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года). ВВД – эмоциональное общение с мамой.

 Важность изучения особенностей эмоциональной сферы начинается с раннего возраста, определяется тем, что между интеллектуальным и эмоциональным развитием существует тесная связь, нарушение в эмоциональном развитии ведет к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в том числе интеллект для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как страх, гнев, стыд ит.д. У таких детей высокий уровень тревожности, а положительные эмоции появляются редко. Уровень развития и интеллекта достигает средних значений, отсюда возникает контроль - следить за эмоциональным состоянием ребенка. При необходимости использовать психокоррекционные  программы. Эмоциональная реакция у детей появляется последовательно:

1)     Удивление (ребенок 5 – 8 месяцев уже способен удивляться, когда происходит что – то неожиданное или наоборот, если этого не происходит)

2)     Первичная эмоция страха (страх перед незнакомыми людьми 6-9 месяцев, до 6 месяцев страх не м ожжет возникнуть, т.к.  ребенок  не отличает знакомое лицо от незнакомого)

2.     Дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов, которые обеспечивают им адаптацию к новой среде:

·        Рефлекс поиска груди матери - если ребенок голоден, то на раздражение (поглаживание по головке) ребенок поворачивает голову в сторону груди матери, открывая при этом рот, и вытягивает губы, закрывает глаза

·        Сосательный рефлекс – движения губами для захватывания соска матери

·        Хватательный рефлекс – ребенок крепко схватывает любой предмет, который коснулся его ладони (волосы, одежда, палец)

·        Рефлекс шагания – если ребенка держать вертикально, так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, то он производит ногами движения,  похожие на ходьбу

·        Рефлекс Море – если слегка ударить ладонью по подушке, на которой лежит ребенок, он быстро разводит руки  в стороны, растопыривает пальцы, как будто падает и хочет за что – то ухватится

·        Шейнотонический рефлекс – если повернуть в сторону голову лежащего на спине ребенка, то он примет позу фехтовальщика

К 3 месяцам безусловные рефлексы должны угаснуть.

3.     Органические потребности (пища, тепло ит.д.).

Впечатления.

Активность – дети постоянно придумывают себе занятие, переходя от одних манипуляций с предметами к другим. Вялость ребенка, его пассивность – показатели дефекта в развитии или болезненность.

Ласка, любовь, нежность матери.

4.                                             Волевая сфера младенца

 

          от рождения                                                     в процессе онтогенеза

Сеченов  полагал, что произвольные движения не даны человеку от рождения. Современная теория: произвольные движения появляются у ребенка не сразу, а лишь в 4- 5 месяцев (лежа на животике, поднимает головку, грудь, тянется к игрушкам, пытается их брать) следовательно, у ребенка формируется механизм произвольного управления, однако это обусловлено и генетически – созреванием пирамидальных клеток коры головного мозга.

5.     В этом возрасте интенсивно развивается ощущение и восприятие. Развитие восприятия идет параллельно с освоением предметного мира. Достаточно долго существовала такая теория, что «рука учит глаз», те до тех пор, пока ребенок не начал манипулировать с предметами, он остается глухим и слепым.

Современная теория.

«Глаз учит руку». Ребенок в 2 месяца уже следит за движущимися предметами (пример с ширмой).  В 2 – 4 месяца ребенок пытается зафиксировать взгляд на предмете, с которым он манипулирует. В   4 -6 месяцев ребенок способен определить месторасположение предмета в пространстве, его изменение, форму. В 4 -6 месяцев – дифференциация ощущений.

Мышление. К 7 – 12 месяцам появляются первые признаки наглядно – действенного мышления.

Память. В 2 месяца дети обладают хорошей произвольной памятью, они узнают знакомые предметы. В 5 месяцев дети узнают показанные ранее изображения (48 часов назад), а фото с человеческими лицами в течение 2 недель.

6.     «Я»- концепция – представления о себе. Начинает формироваться с младенчества, с 3 месяцев. Ребенок проявляет интерес  к своему телу (обследует пальчики, ступни, руки, активно используя при этом рот). В 6 месяцев у ребенка возникает образ «телесного Я». В 8 месяцев «внешний образ Я» - этому способствует разглядывание себя в зеркале.

7.                                       Существует 2 стадии общения:

                                                                                             

Реактивная

Одностороннее общение. Инициатор общения – мать. Ребенок реагирует только на эмоциональность речи, т.к. смысла сказанного он еще не понимает. Заканчивается с появлением комплекса оживления – эмоционально – двигательная реакция на мать.

Активное

Инициатор общения – сам ребенок. В 4 -5 месяцев общение избирательное. В 7 -8 месяцев понимает, как к нему относятся другие люди. 5 -6 месяцев – ребенок использует мимику, жесты с целью привлечь внимание. Общение должно нести положительные эмоции, через общение взрослый вводит ребенка в мир предметов.

 

Очень часто наблюдается привязанность – чувство близости, основанное на симпатии. У ребенка привязанность проявляется к тому человеку, который удовлетворяет его потребности. У ребенка есть один основной объект привязанности – мама.

Признаки привязанности:

·        Тянется ручками, улыбается, издает звуки, ребенок начинает выделять маму по голосу в 2 месяца.

Минусы привязанности:

·        Постоянное присутствие объектов привязанности

·        Удовлетворять свои потребности только объекту привязанности

Речь. Ребенок начинает рано затихать, когда взрослый когда взрослый с ним разговаривает , после 3 – х месяцев ребенок по  долгу гулит, те издает отдельные звуки. В 4 месяца  длительно воспроизводит услышанные звуки и ритм. В 6 -7 месяцев появляется лепет. К концу первого года ребенок уже знает от 4 до 15 слов.

 

Новорожденность

Новорожденность (неонатальный период) – 28 дней.

Ранний неонатальный период от 0 до 7 дней, поздний неонатальный период 8 – 28 дней.

Общепризнанным фактором является то, что в момент, когда ребенок переходит от внутриутробной жизни во внешний мир, он подвергается самым сильным и самым резким изменениям за все время человеческой жизни. От родов и способностей функций организма к адаптации зависит, в большей степени, состояние ребенка в течение всей дальнейшей жизни. После рождения ребенок попадает в новую среду, которая сразу возлагает на него целый ряд нагрузок, которые затрагивают его органы. У громадного большинства новорожденных адаптация к новым условиям, наступает без каких – либо затруднений, что можно назвать чудом природы.

Прививки новорожденным:

·        Коклюш

·        Столбняк

·        Дифтерия

·        Детский паралич

Показатели полноценного развития грудного ребенка:

ü Прибавка в весе

ü Хорошее настроение

ü Живость ребенка, жажда движений

ü Хороший аппетит

ü Хорошее пищеварение

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов – сосания, мигания, глотания, хватания.

(с) copyright 2010, pedstudent.narod.ru. Копирование материал разрешено только со ссылкой на источник. 

Используются технологии uCoz