«Категориальный аппарат педагогической психологии».
План.
1.
Основные понятия пед.
психологии и ее предмет.
2.
Принци пы пед.
психологии.
3.
Методы пед.психологии.
1)
Педагогическая психология – это самостоятельная отрасль
психологии, она изучает изменение психики в процессе обучения и
воспитания личности.
Именно эта наука объясняет, что происходит с личностью на том или ином
возрастном этапе под воздействием организованного обучения и воспитания.
Педагогическая психология находится между психологией и педагогикой.
Структура
педагогической психологии
1)
Психологическое
обучение
2)
Психологическое
воспитание
3)
Психолого
педагогическая деятельность
Задачи педагогической психологии
1)Определение механизмов развивающего обучения
2) Определение критериев усвоения знаний, умений и навыков
3) Изучение психических основ
в деятельности педагога, его индивидуальных профессиональных
качеств
2)
2) Принципы
детерминизма (причинности)
- внешние принципы (культура, природа, окружающий мир)
- внутренние принципы (эмоционально волевая сфера человека, уровень
интеллекта)
3) принцип
развития
Любое психическое явление всегда находится в развитии (индивидуализация
человека- это противоречие между «быть как все», «стремиться к
индивидуальности»)
4)Единство личности и деятельности
Нужно понять психик человека, а целесообразно это сделать, возможно
только при анализе деятельности.
5)Принципы
сознания и деятельности
Все поступки мы осознаем, а затем реализуем в деятельности
6) принципы
обучения и взаимодействия
Личность проявляется и формируется в деятельности
3)
Предмет педагогической психологии – это
механизмы, закономерности и условия которые обеспечивают процесс
формирования личности.
Объект педагогической психологии – это процессы
обучения и воспитания влияющие на формирование личности.
Методи педагогической психологии
Основные
Вспомогательные
-
наблюдение
- тесты
-
эксперимент
- беседы
- анкеты
- интервью
- рисуночные тесты
- изучение
продуктов деятельности
- социометрия
- биографический
(генограммы, анализ ранних детских воспоминаний)
- метод оказания психической помощи и поддержки
(трененги,
психическая коррекция, психическое консультирование)
Биографический метод
– это сбор и анализ данных жизненного пути личности, он включает в себя
генограммы и анализ детских воспоминаний.
Генограммы –это
форма семейной родословной на которых записывается информация о членах
семьи (3 поколения). Семейная родословная изображается графически, что
позволяет быстро анализировать семейные династии.
Анализ ранних детских воспоминаний – это выявление
актуального жизненного личности. Психолог предлагает
список
некоторых ранних детских воспоминаний и следует попытаться дать
им название начиная с фразы « моя жизнь это…», «жить- это значит…», при
проведении данной методики следует фиксировать внимание на детских
воспоминаниях и на эмоциональных отношениях происходящих в детстве.
Методы оказания психической поддержки и помощи –
направлены на создание условий для целостности психического развития
школьников и на решение конкретных проблем возникающих в процессе
обучения. К нему относят:
-
тренинги
-
индивидуальное и групповое консультирование
-
психолого педагогическая коррекция
Тренинг
– это совокупность методов направленных на развитие знаний, социальных
установок, умений и навыков, самопознания и саморегуляции, обучения, и
межличностного взаимодействия.
Приемы тренинга
– ролевая игра, групповая дискуссия, анализ ситуаций, тренировка
поведенческих навыков, элементы психодиагностики.
Психологическая коррекция – это метод направленный на те
или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного
развития и функционирования личности.
|