Сайт для студентов педагогического колледжа
Главная Лекции УМК Документы
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 4.

Тема: правовое регулирование

План:

1)      Сущность трудовых отношений в системе образования;

2)      Права и обязанности работников образовательного учреждения;

3)      Учебная нагрузка. Отпуск работника ОУ;

4)      Правила внутреннего трудового распорядка.

Литература: Закон РФ об образовании, глава 5.

Трудовой кодекс РФ, глава 2.

1 Вопрос.

Трудовые отношения в системе образования регулируются Трудовым кодексом РФ (ч.3), ст. 56 кодекса устанавливает, что трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Данная статья так же определяет, что работодатель не может без согласия работника, кроме особых случаев, предусмотренных законом поручить ему выполнение работы не обусловленное трудовым договором.

Ст. 65 Трудового кодекса РФ определила перечень документов, требуемых с работника при  оформлении на работу. К ним относятся:

·         Паспорт или иной документ удостоверяющий личность;

·         Трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые. При этом трудовая книжка оформляется образовательным учреждением. Школа обязана сделать это в течение 5 дней;

·         Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

·         Документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

·         Документ об образовании, о квалификации или наличие специальных знаний или специальной подготовки;

·         По просьбе бухгалтерии и с согласия работника представляются данные об ИНН.

В соответствии с требованием федерального закона педагогические работники должны представить санитарные книжки установленного образца, в которые вносятся данные о прохождении медицинских осмотров.

При приеме на работу администрация школы обязана ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, с должностной инструкцией, правилами по т/б, противопожарной безопасности.

2 Вопрос.

В соответствии с типовым положением ОУ педагогические работники имеют право:

Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся.

Повышать квалификацию. С этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в ВУЗах, а также учреждения системы переподготовки и повышения квалификации.

Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить эту категорию в случае успешного прохождения аттестации.

На сокращенную рабочую неделю. На удлиненный оплачиваемый отпуск. На получение пенсии по выслуги лет. Социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ. На длительный сроком до 1 года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной образовательной работы;

Работники ОУ должны удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав ОУ.

 3 Вопрос.

Объем учебной нагрузки определяется исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами и других конкретных условий в данном ОУ.

Ставка учебной нагрузки для учителей начальных классов составляет 20 часов, для 5-11 – 18 часов. Учебная нагрузка 24 часа в неделю предусматривается для учреждений дополнительного образования, 25 часов для воспитателей специальных коррекционных заведений.

Для большинства педагогических работников устанавливается отпуск продолжительностью 56 календарных дней.


 Тема: Международная защита прав детей. Защита охрана прав детей семейным законодательством.

План:

1)      Международные нормативно-правовые акты в области защиты прав детей;

2)      Международная конвенция о правах ребенка;

3)      Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права;

4)      Права и обязанности родителей. Имущественные права детей.

Литература: В.А. Варывдин, И.П. Климантович/ «Управление системой социальной защиты детства», ст. 6-18.

Закон РФ об образовании, гл. 5, ст. 52.

1 Вопрос.

Проблемы социальной защиты детства в международном сообществе возникли сравнительно недавно – в результате массовых движений за демократические реформы 19 века. Ведущую роль в координации усилий мирового сообщества по социальной защите детства стала играть созданная в 1945 году ООН. Документы ООН:

·         Создание детского фонда ООН (Unicef);

·         Принятие в 1948 г. всеобщей декларации прав человека;

·         Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

·         Международный пакт о гражданских правах;

·         Принятие Декларации прав ребенка (1959 год). Главная идея – человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что оно имеет;

·         Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. (1990 год);

·         Минимальные стандартные правила (Пекинские правила), принятые в 1985 году. В правилах сформулированы возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, особенности расследования их дел и судебного разбирательства;

·         Конвенция ООН о правах ребенка (ноябрь 1989 год).

2 Вопрос.

Основные положения конвенции ООН о правах ребенка заключаются в следующем:

·         Каждый ребенок имеет право на жизнь, а государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка;
Все административные органы, занимающиеся проблемами детей в первую очередь уделяют внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка;

·         Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением особых случаев, государства должны содействовать в воссоединении с семей;

·         Государство должно защищать ребенка от физического или психического воздействия и эксплуатации;

·         Неполноценные дети имеют право на особую заботу в целях приспособления окружающей среды к их возможностям, а не наоборот;

·         Государство заботится о детях, лишившихся попечения родителей;

·         Государство обязано обеспечить охрану здоровья детей использую профилактические меры;

·         Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости. Основную ответственность за воспитание ребенка несут родители, однако государство должно развивать сеть детских учреждений.

·         Дети должны иметь время на отдых, игры, иметь возможность пользоваться достижениями собственной национальной культуры и родным языком;

·         Дети наказанные в уголовном порядке должны содержаться отдельно от взрослых преступников. Смертная казнь и пожизненное тюремное заключение не назначаются за проступки совершенные лицами в возрасте до 18 лет;

·         Ребенок, не достигший 15-летнего возраста не должен принимать какого-либо участия в военных действиях.

3 Вопрос.

В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Семейный Кодекс содержит следующие основные разделы:

·         Семейное законодательство;

·         Заключение и прекращение брака;

·         Права и обязанности супругов;
Права и обязанности родителей и детей;

·         Алиментные обязательства членов семьи;

·         Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Основной задачей семейного законодательства является дальнейшее укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Закон исходит из недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии.

В соответствии с конституции РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи.

4 Вопрос.

С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему различные права и неразрывно с ним связанные обязанности. Родительские права прекращаются по достижению детьми возраста 18 лет, а так же при вступлении несовершеннолетних детей в брак.

Осуществление родительских прав не должно противоречить интересам детей. Родители являются законными представителями прав и интересов детей в отношении с любыми физическими и юридическими лицами.

Лишить родительских прав можно лишь при наличии следующих условий:

·         Уклонения от выполнения  обязанностей родителя, злостное уклонение от уплаты алиментов;

·         Отказ без уважительных причин взять своего ребенка из роддома;
Жестокое обращение с детьми в т.ч. осуществление физического или психического насилия над ними;
Хронический алкоголизм или наркомания.

·         При непосредственной угрозе жизни или здоровью органы опеки вправе немедленно отобрать ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится.

Конвенция о правах ребенка предусмотрена защита его имущественных прав. Ребенок имеет право на содержание от своих родителей и других членов семьи. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Ребенок имеет право собственности на имущество, полученное в дар или в порядке наследования, а так же на любое другое имущество приобретено на средства ребенка.

 

Тема: Проблемы охраны прав и законных интересов детей в Российской Федерации.

План:

1)      Проблемы социальной защиты детства в современной России;

2)      Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

3)      Государство в системе социальной защиты детства.

Литература: В.А. Варывдин, И.П. Клемантович / Управление системой социальной защиты детства. Параграф 3.

1 Вопрос

В 90-е годы, результате проведения реформ в России проблемы социальной защиты детства значительно обострились. Основными причинами этого явились:

·         Фактическое общее снижение роли государства в системе социальной защиты детства;

·         Ослабление роли профсоюзов;

·         Ликвидация комсомольской и пионерской организации и отсутствие какой-либо альтернативы им;

·         Значительное снижение общего жизненного уровня населения России;

·         Серьезное сокращение государственных расходов на содержание, воспитание и обучение детей.

Система социальной защиты детства в пост советский период претерпела серьезные качественные изменения и по целям и по формам и по уровню ее материальной базы.

Значительно изменилась ми правовая база социальной защиты детства. В числе наиболее важных законотворческих решений выделяются следующие:

·         Принятие Россией обязательства соблюдать положение и принципы Конвенции ООН «О правах ребенка»;

·         Разработка правовых актов по вопросам материального обеспечения детей, их физического, умственного и психического развития. В их числе федеральная программа «Дети России», действующая до настоящего времени;

·         Принятие закона РФ «Об образовании», направленного на улучшения обучения и воспитания детей, на противодействие развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних;

·         Определение системы компенсации семьям с детьми через государственные и общественные организации;

·         Регламентация порядка и правил устройства детей. Оставшихся без попечения родителей;

·         Разработка мер по повышению рождаемости (материнский капитал).

Руководствуясь рекомендациями Конвенции ООН о правах ребенка РФ присоединилась к Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», а так же к плану ее реализации. Россия вошла так же в комитет ООН по правам ребенка.

2 Вопрос.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» был принят 3 июля 1998 года. Этот закон устанавливает основные гарантии  прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит их принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе. В законе указываются разные категории детей, нуждающиеся в помощи государства, это:

·         Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

·         Дети, оставшиеся без попечения родителей;

·         Дети – инвалиды;
Дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии;

·         Дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

·         Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

·         Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях.

Примечание – ребенком признается лицо до достижения им совершеннолетия (до 18 лет).

В законе определены цели государственной политики в интересах детей. Это формирование правовых основ гарантий прав ребенка, законодательное их обеспечение, государственная поддержка семьи и т.д. Здесь же устанавливаются государственные минимальные социальные стандарта показателей качества жизни детей: бесплатное образование, медицинское обслуживание, право на выбор профессии и сферы деятельности, право на жилище, оздоровление и отдых.

Предусмотрен так же ежегодный государственный доклад о положении детей в РФ.

3 Вопрос.

Государству принадлежит ведущая роль в охране и защите прав детства. Для этого оно имеет кадры, финансы, материальную базу, право издавать законы, в необходимых случаях применять принуждение.

Целями государственной политики в области социальной защиты детства являются:

·         Осуществление конституционных прав и законных интересов детей, недопущение их дискриминации;

·         Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей;

·         Реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями народов России, достижениями Российской и мировой культуры.

Принципы государственной политики в области социальной защиты детства.

Законодательное обеспечение прав и законных интересов ребенка.

Государственная поддержка семьи в целях всестороннего воспитания детей, защиты их прав и интересов, подготовке их к полноценной жизни в обществе.

Установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов качества жизни детей, с учетом региональных различий.

Ответственность должностных лиц лиц и всех граждан за нарушение прав, законных интересов ребенка и причинение ему вреда.

Государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав, законных интересов, социальной защиты детства.

 


Тема: Профилактика правонарушений и беспризорности в среде детского населения в России.

План:

1)      Проблемы беспризорности детей в России;

2)      Виды и уровни социально-педагогической профилактики;

3)      Осуществление профилактики безнадзорности и преступности.

Литература: Е.М. Рыбинский. / Управление системой социальной защиты детства. Ст. 82-92.

1 Вопрос.

По разным источникам число беспризорных детей в России составляет от 2-3 до 6 млн. В 60-х годах понятие «беспризорные дети» почти исчезло из повседневной практике, хотя детские приемники не пустовали. Термин «безнадзорность» стал фигурировать, когда речь пошла о детской преступности и ее причинах.

В Федеральной целевой программе «Профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится пречень групп детей, относящихся к этой категории. Это следующие категории:

·         Дети потерявшие семейные и родственные связи;

·         Брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечевших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними;

·         Убежавшие из интернатных учреждений;

·         Выпускниики интернатных учрееждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию;

·         Занимающиеся попрошайничеством, бродяжничеством;

·         Совершающие мелкое воровство;

·         Упортлебляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества;

·         Получившие отсрочку отбывания наказания;

·         Являющиеся жертвами сексуальных преступлений;

·         Вовлеченные в противоправную деятельность;

·         Осужденные условно и т.д.

Безнадзорным признается несоввершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует в следствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей либо должностных лиц.

Беспризорный – это тот же безнадзорный. Но не имеющий места жительства или места пребывания. Между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь. Безназорность служит блапгоприятной почвой для беспризорности.

Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, качающих с места на место. Анализ современной действительности показывает, что Россия до сих пор не избавилась от бродяг как взрослых, так и несовершеннолетних, хотя и принимаются определенные меры по их устройству. Беспризорные дети-бродяги пополняют ряды правонарушителей – их вербуют взрослые преступники.

К распространенным средствам добывания пищи и денег относится и попрошайничество. Не редко к нему приобщают родители.

Правительство России признает. Что детская езнадзорность является следствием социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в стране, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной семьей, криминализацией социальной среды.

2 Вопрос.

Виды и уровни профилактики.

Под профилактикой подразумевается научно-обоснованые и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических и социальных отклонений у отдельных детей групп риска, сохранение, поддержаниия и защиту нормального уровня жизни издоровья детей.

Выделют несколько уровней профилактической детялеьности:

1)      Решение социально-экономических, культурных и других задач, общегосударственного масштаба, по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

2)      Меры, направленные на оздоровление микросреды;

3)      Индивидуальная воспитательная работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

Различают следующие виды профилактики:

1)      Первичная профилактика - предотвращение всего негативного, что влияет на формирование отклоняющегося поведения (развитие ребенка, его занятость, система школьного образования и воспитания);

2)      Вторичная – рабта с детьми имеющими девииантное и асоциальное поведение (оказание помощи ребенку, находящегося в сложной жизненной ситуации);

3)      Третичная – предупреждение повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.

Это система патронажного сопровождения несовершеннолетних, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования и т.д.

Принято также различать профилактику общую и специальную. Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка. Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи:

·         Профилактика девиантного поведения, профилактика попдросткового суицида и т.д.

3 Вопрос.

Осуществление профилактики. В нашей стране сложился комплекс организаций осуществляющих либо призванных осуществлять профилактику отклонений в поведении детей и подростков. На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняет семья и школа в лице  родителей, учителелй, социальных педагогов и психологов школы, а так же система внешкольных досуговых учреждений (клубы, спортивные секции и т.д.). Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание условий и возможностей удовлетворения своих потребностей социально-положительными способами, своевременно предлагать квалифицированную помощь в объективно сложной для ребенка жизненной ситуации могущей стать ситуацией риска.

На уровне асоциального поведения профилактическую функцию выполняю комиссии по делам несовершеннолетних апапапапап, соцальные педагого и психологи школы, если ребенок ее посещает, родителеи а также система приютов для несовршеннолетних в системе образования и социальной защиты.

Содержанием деятельности коммисии по делам несовершеннолетних является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей не занимающихсяс воспитанием собственных детей, а также оказание морально-нравственного давления на подростка. Совершившего правонарушение но не подлежащего уголовной ответственности (до 14 лет). Комиссия по делам несовершеннолетних выполняет и функции защиты подростка, он не может быть отчислен из школы без его разрешения. Когда подросток осужден, профилактическую функцию выполняет система исполнения наказаний (спец.школы, спец.училища, выспитательно-трудовые колонии, в функции которой законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактика повторного совершения правонарушения. По отбытии наказания профилактической деятельностью занимается система социально-психологической реабилитации людей вышедших из мест лишения свободы. решается вопрос с жильем, учебой либо трудоустройством , налаживание контакта с семьей и ближайшим окружением, т.е. осуществляется социальная и психологическая адаптация к новым для него условиям.

 

(с) copyright 2010, pedstudent.narod.ru. Копирование материал разрешено только со ссылкой на источник. 

Используются технологии uCoz