Раздел 3.
Тема: Управление взаимоотношениями.
План:
Литература:
1 Вопрос.
Формы управления не
государственным образовательным учреждением определены в ст. 36 "Закона РФ
об Образовании". Закон определяет, что руководство таким учреждением
осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению
попечительский совет, формируемый учредителем. Правомочия попечительского
совета и схема внутреннего управления негосударственным ОУ определяются
учредителем этого ОУ по согласованию с пед. коллективом.
Правила управления
негосударственным ОУ отличаются от правил управления гос., муниципальным
учреждением, поскольку эти виды ОУ основаны на разных видах собственности.
Попечительский совер формируется
учредителем из представителей бизнеса, культуры, науки, органов власти и
управления. В случае управления негосударственным ОУ самим учредителем он
может выполнять обязанности руководителя, о чем делается запись в уставе.
Если учредителей несколько, то функции руководителя выполняет один из них.
Учредители могут войти в совет ОУ.
Руководитель может, назначен
учредителем по трудовому договору (контракту) или попечительским советом, а
так же может быть выбран педагогическим советом, общим собранием, с
последующим заключением договора или контракта.
Схема внутреннего управления
закрепляется также в правилах внутреннего распорядка, в которых определяются
группа администрации и компетенция каждого администратора.
Обучающиеся в не гос ОУ, их
родители, персонал так же участвуют в управлении ОУ через общие собрания,
различные советы.
2 Вопрос.
Для общеобразовательного учреждения характерно раздельное самоуправление
педагогов, учащихся, а так же родителей и иных законных представителей
обучающихся. В частности органами педагогического самоуправления являются
педагогический совет школы, методический совет (объединение).
Структура ученического
самоуправления в школе включает школьной ученическое собрание (!) как высший
орган самоуправления. Оно собирается по мере необходимости, но не реже
одного раза в год в составе учащихся 5-11 и решает наиболее важные вопросы
(формирует органы самоуправления учащихся, рассматривает локальные
нормативные акты, регламентирующие деятельность учащихся в коллективе) и др.
Решение школьного собрания или конференции принимается большинством голосов.
Заседание и собрание правомочны,
если в них участвует не менее половины коллектива или делегатов. Решение
школьного собрания обязательны для учащихся. В период между собраниями
высший орган ученического самоуправления - школьный ученический совет,
который координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы,
поддерживает дисциплину и порядок, организует соревнование между классами и
т.д.
Органами родительского
самоуправления являются школьное и классное родительские собрания, школьный
и классный родительские комитеты.
органы родительского
самоуправления участвуют в обеспечении благоприятных условий организации
учебного процесса, питания, внеклассной работы с детьми, тем самым оказывая
солидную поддержку педагогическому коллективу.
3 Вопрос. Правовой
статус.
Непосредственное руководство
государственным или муниципальным ОУ осуществляет директор, он является
председателем педсовета. Как правило, он назначается учредителем. Свои
функции осуществляет на основании должностной инструкции.
Директор должен иметь высшее пед.
образование и стаж не менее пяти лет на педагогических или руководящих
должностях. Директор школы подчиняется муниципальному управлению
образования. Он осуществляет руководство школы в соответствии с ее уставом и
законодательством РФ.
Его должностными
обязанностями является:
- анализ проблем
жизнедеятельности школы, хода и развития воспитательно-образовательного и
административно-хозяйственного процессов;
- планирует и организует всю
учебно-воспитательную работу в школе;
- координирует совместную
деятельность своих заместителей, служб и подразделений школы;
- руководит работой
педагогического совета, работой экзаменационной комиссией в 11-х классах;
- контролирует выполнение плана
работы школы, реализацию стратеги развития школы и т.д.
Директор школы имеет права в
пределах своей компетенции:
- принимать любые управленческие
решения, касающиеся деятельности школы;
- заключать от имени школы любые
договоры, не противоречащие закону;
- комплектовать школу
педагогическими кадрами и другим персоналом;
- контролировать и оценивать ход
и результаты деятельности сотрудников школы;
- присутствовать на любых учебных
занятиях и мероприятиях школы;
- в соответствии с законом об
образовании несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их
нахождение в школе;
- отвечает за пожарную
безопасность, охрану труда и соблюдение норм санитарно-гигиенического режима
в школе;
- работает в режиме
ненормированного рабочего дня исходя из 40-часовой рабочей недели;
- информирует управление
образование обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и
здоровьем детей.
Тема: Образовательные правоотношения.
План:
1)
Система образования;
2)
Учебные планы и образовательные программы;
3)
Уроки и формы получения образования;
4)
Образовательные учреждения.
Литература:
·
Закон РФ «Об
образовании», ст.8.
·
М.Ю. Федорова
«Образовательное право», ст. 35-55.
1 Вопрос.
Слово «система» греческого происхождения и означает «целое, составленное из
частей».
Система образования и ее части
представлены в ст.8. Вот эти составляющие системы:
·
Преемственные
образовательные программы и государственные образовательные стандарты
различного уровня;
·
Сети
реализующих их образовательных учреждений;
·
Органов управления
образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Эта система представляет собой
определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей
структуры, такого сложного явления как образование.
Основным содержанием выступает
цель: обеспечить право человека на образование.
Если образование – это процесс
воспитания и обучения в интересах ученика, общества и государства, то
система в самом общем виде – это упорядоченная совокупность отношений между
субъектами образовательного процесса. Основной субъект образовательного
процесса – обучающиеся.
2 Вопрос.
Приказом Минобрнауки РФ от 9
марта 2004 года, № 1312 был
утвержден федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений России.
Он разработан на основе ГОСТов и
является основой для разработки региональных учебных планов образовательного
учреждения.
Федеральный базисный учебный план
устанавливает перечень учебных предметов, и объем учебного времени
отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.
В федеральном БУПе предложено
годовое распределение часов, что дает возможность образовательному
учреждению перераспределять учебную нагрузку в течение учебного года,
строить учебные план на принципах дифференциации и вариативности.
Образовательное учреждение
самостоятельно определяет продолжительность учебной недели (5-ти или 6-ти
дневной) и могут изменять ее в течение учебного года.
В федеральном БУПе
устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным и
компонентом образовательного учреждения.
При этом не менее 75% от общего
нормативного времени отводится на освоение, основной образовательной
программы общего образования, а на региональный
и местный компоненты не менее 10% для каждого.
Это время может использоваться
для целей углубленного изучения предметов федерального компонента, для
введения новых учебных предметов, факультативов, проведения индивидуальных и
групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным
образовательным программам и самостоятельно работы обучающихся в
библиотеках, лабораториях, музеях и т.д.
БУП предусматривает деление
классов на подгруппы, при занятиях по иностранному языку, технологии,
информатике, а также физики и химии при выполнении работ: в городских школах
– 25 и более человек; в сельских – 20 и более человек.
В наши дни в соответствии с БУПом
среднее (полное) образование осуществляется кК правило по принципу
профильного обучения. Разработка программ и учебного плана по
физико-математическому, соц-гуманитарному и информационно-технологических и
др.
В этих учебных планах часы
распределяются на базовые учебные предметы, профильные, элективные и местный
компонент.
Все это сделано для того, чтобы
наиболее полно удовлетворять запросы учащихся в соответствии с их
интересами.
Существует план и для
универсального обучения.
Предлагаемые учебные планы
являются примерными и носят рекомендательный характер. Все программы
являются преемственными. Это означает, что каждая последующая программа
базируется на предыдущей.
Профессиональные образовательные
программы обеспечивают подготовку специалистов соответствующий квалификации:
начального профессионального, среднего специального, высшего и
послевузовского профессионального образования.
3 Вопрос.
В России установлено 6 уровней образования:
·
Основное общее;
·
Среднее (полное)
общее;
·
Начальное
профессиональное;
·
Среднее специальное;
·
Высшее;
·
Послевузовское
профессиональное образование.
Достижение того или иного уровня
образования подтверждается документами.
Формы
получения образования: очная, очно-заочная, вечерняя, заочная (дистанционня).
Существуют также формы семейного образования, самообразования (экстернат).
4 Вопрос.
ОУ является юридическим лицом,
имеет имущество, распоряжается им. Учредителем ОУ могут быть органы гос.
власти, местного самоуправления.
Право на ведение образовательной
деятельности возникает с момента выдачи учреждению лицензии. Основным
документом учреждения является устав.
Он разрабатывается ОУ и рассматривается учредителем.
Закон РФ «Об
образовании» подразделяет ОУ на:
·
Государственные;
·
Муниципальные;
·
Негосударственные;
·
Учреждения
религиозного и общественных организаций.
Виды ОУ:
·
Дошкольные;
·
Начальная школа;
·
Основная школа;
·
Средняя
общеобразовательная;
·
Гимназия;
·
Лицей;
·
Учреждения
начального, профессионально-технического образования;
·
СУЗы (колледжи,
училища, техникумы);
·
ВУЗы (университет,
академия, институт).
Тема: Регулирование управленческих правоотношений в системе образования.
План:
1.
Компетенция органов власти и местного самоуправления;
2.
Органы управления образованием;
3.
Управление государственными и муниципальными ОУ;
Литература: М.Ю. Федорова
«Образовательное право» с. 72-82.
1 Вопрос.
Всякая социальная система вообще,
а образовательная в частности нуждается в управлении. Система образования
подвержена комплексному управленческому воздействию со стороны общества и
государства, но и сама вырабатывает управленческие решения, адресованные
образоват. … .
Например, в обществе и в
государстве в целом сложились четкие представления о том, какими знаниями и
умениями должны овладеть обучающиеся в ОУ.
Для этого разрабатывается система
государственных стандартов. Система образования призвана осуществить сам
процесс образования и воспитания и следить за тем, как реализуется в жизни
ГОСТы и государственные образовательные программы. В этом и заключается
процесс управления.
Управление
– осознанное систематическое специально-организованное воздействие на
общество (по упорядочиванию и совершенствованию его социальной,
деятельностной структуры в процессе выработки и достижения цели.
Управление
образованием это:
·
Деятельность органов
власти по повышению эффективности образования;
·
Деятельность по
достижению целей образовательной политики;
·
Постановка задач
перед ОУ;
·
Контроль за
деятельностью ОУ.
Система государственного
управления образованием была сформирована в соответствии с постановлением
правительства РФ от 9 января 1992 года. Она двухуровневая: включает
Минобрнауки РФ и два федеральных агентства – по образованию и федеральное
агентство по надзору в образовании и науки. 2-ой уровень – включает субъекты
РФ. Это Министерство образования отдельных республик и краев, областей;
управления образованием и науки, комитеты, департаменты образования.
Управление образованием на уровне
местного самоуправления не входит в систему государственного управления
образованием, однако его значение исключительно велико. Именно этот уровень
наиболее близких к управлению орг-ей самой разветвленной системы сети ОУ –
общеобразовательной. Главное различие уровней управления образованием
заключается в уровне полномочий – кто и чем управляет.
В муниципальных районах
специальные органы управления образованием могут создаваться по решению
органов местного самоуправления.
Все названные органы управления
образованием осуществляют единое руководство системой государственных и
муниципальных ОУ на федеральном уровне, а также региональном и
территориальных уровнях. Некоторые образовательные учреждения находятся в
ведении федеральных органов исполнительной власти (Минзравсоцразвития РФ,
МВД и др.), которые осуществляют необходимые управленчиские функции в
отношении этих учреждений.
2 Вопрос.
Выделяют 3 группы органов управления образованием:
·
Федеральные;
·
Субъектов РФ;
·
Муниципальные.
Полномочия представлены в законе.
Ст. 28 закона «Об образовании»
относится к компетенции федеральных органов власти и органов управления
образованием следующие полномочия:
·
Формирование и
осуществление федеральной политики в области образования;
·
Правовое
регулирование в области образования;
·
Установление порядков
создания, реорганизации и ликвидации ОУ;
·
Разработка и
утверждение типовых положений об ОУ;
·
Определение порядка
лицензирования и государственной аккредитации ОУ;
·
Установление ГОСТов.
В ведении субъектов
РФ в области образования находятся:
·
Определение
особенностей порядка создания реорганизации, ликвидации и финансирования ОУ;
·
Формирование органов
управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих
органов;
·
Установление
региональных компонентов;
·
Формирование
бюджетов;
·
Установление
дополнительных требований в части норм и правил, охраны здоровья учащихся,
оснащенности учебного процесса и оборудования;
·
Полномочия органов
местного самоуправления.
В ведении
муниципальной власти:
§
Реализация прав граждан на получение обязательного среднего образования;
§
Содержание и контроль муниципальных дошкольных учреждений;
§
Планирование организации контроля деятельности местных и муниуипальных
органов образования;
§
Формирование местных бюджетов в части расходов на образование;
§
Создание, реорганизация и ликвидация ОУ;
§
Обеспечение гражданином возможности выбора ОУ;
§
Ведет учет детей, подлежащих обязательному обучению в ОУ.
3 Вопрос.
Управление государственными и
муниципальными ОУ это система управленческого обеспечения. Ст. 35.
Основные принципы в законе это
едино-ие и самоуправление.
Формами
самоуправления являются:
§
Совет ОУ;
§
Попечительский совет;
§
Общее собрание;
§
Педсовет и т.д.
В настоящие время в практике
работы школы входят управляющие советы для программ развития школ.
Управление ОУ осуществляют
прошедшие аттестацию директор, ректор.
Должность руководителя не может
выполняться по совместительству.
Директор школы имеет право давать
указания работникам, поощрять их, объявлять дисциплинарные взыскания.
Формы непосредственно демократии
ОУ является общее собрание, педсовет, когда в нем участвуют все педагоги.
|