Сайт для студентов педагогического колледжа
Главная Лекции УМК Документы
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 2.

Тема: Предмет, метод и задачи дисциплины ПОПД.

План:

1)      Место и роль участников дисциплины ПОПД в системе профессиональной подготовки учащихся;

2)      Цели и задачи учебной дисциплины (УД);

3)      Общая характеристика ПОПД.

Литература: Закон РФ «Об образовании», М.Ю. Федорова, «Образовательное право», ст. 4-6.

1 Вопрос.

Успех социально-экономических реформ в РФ во многом определяется уровнем образования граждан, степенью их готовности к условиям рыночных отношений.

Практика развитых стран показывает, что социальную базу рыночных преобразований составляют сильные социальное слои – высокообразованные граждане, которые легче адаптируются к новым условиям.

Образование, как  целенаправленный процесс обогащения личности и групп людей фундаментальными и прикладными знаниями соответствующими современному уровню развития, охватывает целую систему отношений, складывающихся между государством и личностью, государством и образовательным учреждением, педагогами и обучающимися.

Все эти отношения нуждаются в регулировании, которое осуществляется как правовыми нормами, так и нормами профессионально-педагогической этики.

Система образования не стоит на месте – она способна к самоуправлению и саморазвитию. Важно чтобы это самоуправление и саморазвитие не нарушали прав и интересов учащихся, осуществлялись в рамках определенных законов.

Система образования представляет собой школу демократии. Именно здесь формируется человеческая личность, обучается, получает не только знания в области гуманитарных направлений, но и представляет о своем предназначении в обществе, своих правах и обязанностях. Для этого необходимо знать эти правила или правовые нормы.

Правовые нормы:

·         Фиксируют структуру системы образования, закрепляют основные требования к ее элементам;

·         Устанавливают основы правового статуса образовательного учреждения, преподавателей, обучающихся;

·         Регулирует отношения по управлению системой образования, ее финансовому обеспечению;

·         Регламентирует принципы организации образования, … на правовой основе.

2 Вопрос.

В законодательстве предусматриваются гарантии и льготы, которые обеспечивают конституционное право на образование, меры социальной защиты обучающихся и преподавателей.

В единстве или взаимодействии эти правовые нормы образуют новую … отрасль права - образовательное право.

В рамках дисциплины ПОПД рассматриваются понятия и основные элементы системы образования, особенно финансовых и управленческих отношений в ней.

Значит … уделено вопросам правового регулирования педагогических отношений. Особенностям заключения, изменения и прекращения договора между образовательным учреждением и обучающимися, а так же его содержанию (времени обучения, отдыха, условиям и дисциплинам обучения).

В программу дисциплин включаются так же вопросы регулирования трудовых отношений в системе образования (СО).

В последние годы получили развитие формы получения образования – целевая подготовка специалистов, дистанционная система получения образования.

Все более широкое распространение получают платные образовательные услуги. Возникающие при этом общественные отношения нуждаются в надлежащем правовом регулировании. ПОПД необходимо знать каждому работнику образования: учителю, воспитателю, социальному педагогу и руководителю образовательного учреждения.

Учебная дисциплина ПОПД имеет непосредственную связь с такими учебными курсами как педагогика, психология и другие.

Эта учебная дисциплина дает возможность изучить наши права и обязанности в отношении с детьми, родителями, лицами их заменяющими, опекунами и т.д.

И наконец, содержание нашей науки дает нам возможность чувствовать себя защищенными, знать свои права и обязанности, предвидеть возможные ситуации, связанные с правоотношениями в системе образования, обучения и воспитания.

Наша наука находится в связи с трудовым кодексом РФ, который познакомит нас с основами трудового законодательства.

 

 Тема: Государственная политика в области образования.

План:

1.      Содержание закона РФ «Об образовании»;

2.      Принципы госполитики в области образования и их реализация;

3.      Гос. Гарантии прав граждан РФ в сфере образования.

Литература: Закон РФ «Об образовании» ст. 1,2,3,16., «Основы правовых знаний».

1 Вопрос.

В преамбуле определено, что под образованием следует понимать целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Получая образование,  гражданин достигает определенного образовательного уровня или ценза, что подтверждается соответствующим документом. В законе отмечено, что право нам образование является одним из конституционных прав гражданина РФ.

Закон РФ «Об образовании» содержит 58 статей в 6 главах. В законе определена государственная политика (ГП) в области образования, раскрыты ее принципы и содержание. В их числе приоритетность образовательной области, гарантии получения образования, федеральная целевая программа его развития.

Глава II закона представляет систему образования, в которой определены – образовательные программы, формы получения образования, права и обязанности образовательных учреждений, определены общие требования к организации образовательного процесса.

В законе «Об образовании» государство гарантирует экономическую поддержку этой важнейшей отрасли (глава 4). Об этом сказано и в документах национального проекта «Образование».

Законом определены так же социальные гарантии реализации прав граждан на образование (гл. 5).

Подробно рассмотрим в законе вопросы трудовых отношений в системе образования.

2 Вопрос.

Государство признает за каждым человеком право на образование. Деятельность государства по созданию условий для реализации права на образование и составляет ГП в области образования.

ГП в области образования основана на следующих принципах:

1)      Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, воспитание трудолюбия, уважение к правам и свободам;

2)      Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культур традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3)      Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся;

4)      Светский характер образования в государственных и муниципальных ОУ;

5)      Свобода и плюрализм в образовании;

6)      Демографический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образования;

3 Вопрос.

Наше государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства, религии, принадлежности к партиям и движениям, возраста, состояния здоровья, социального положения, наличия судимостей.

Различные ограничения на право получения профессионального образования могут быть установлены только законом.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования, а так же на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных образовательных и муниципальных ОУ. Нуждающимся выплачиваются стипендии. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями условия получения образования, коррекции и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения содержатся в статье 16. Они таковы:

§  Правила приема в ГОУ и МОУ предусматривают прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования;

§  При приеме гражданина в ОУ оно обязано познакомить поступающих с уставом ОУ, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами;

§  Прием в средние специальные и высшие ОУ осуществляется на конкурсной основе;

§  Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний принимаются:

o   Дети-сироты и дети, оставшиеся без родителей;

o   Лица до 23 лет из числа детей-сирот и без родителей;

o   Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано образование в ОУ;

o   Дети до 20 лет, имеющие только 1-го родителя – инвалиды I группы, если их среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;

o   Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, международных олимпиад;

o   Чемпионы Олимпийских игр, паралимпийских, принимаются без вступительных экзаменов по направлениям в область физкультуры;

o   Военнослужащие-контрактники (при определенном основании) уволенные с военной службы поступают в образовательные учреждения.

 

Тема: Образовательные правоотношения.

План:

1) Лицензирование образовательной деятельности;

2) Аккредитация образовательных учреждений;

Литературы: М.Ю.Федорова./Образовательное право. ст. 82-84.

М.Ю. Федорова./Нормтивно-провавое обеспечение образования, ст. 55-65.

 

1 Ответ. Согласно ст.33 Закона об образовании, право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии.

Лицензия - это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности.

Положение, о лицензировании образовательной деятельности утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 года №796 предусматривает, что лицензированию подлежат все сферы образовательной деятельности, по различным образовательным программам (общего и профессионального образования), осуществляемые образовательными учреждениями.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют: Минобрнауки РФ, госорганы управления образованием субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В компетенцию Минобрнауки РФ входит лицензирование ВУЗОВ, военных ОУ, научных организаций.

Государственные органы управления образованием субъектов РФ и органы местного самоуправления лицензируют деятельность учреждений, расположенных на территории того или иного субъекта РФ или муниципального образования, за исключением тех, лицензирование которых отнесено к компетенции Минобрнауки.

ОУ предоставляет лицензирующему органу следующие сведения:

- об обеспеченности учебной литературой;

- о материально-технической базе;

- о кадровом обеспечении;

- о наличии зданий, сооружений  для организации образовательного процесса, в соответствии с САНПИНом (санитарно-гигиеническими требованиями).

К лицензии на осуществление образовательной деятельности представляется приложение следующих документов:

- перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки;

- их уровень этих программ, и нормативные сроки усвоения;

- квалификация, которая будет присвоена выпускникам;

- контрольные нормативы;

- предельная численность обучающихся.

Решение о выдаче лицензии принимается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии. Экспертиза устанавливает соответствие условий, осуществления образовательного процесса государственным нормативам, установленных приказом Минобрнауки от 9 марта 2000 года.

Общий срок лицензирования не может превышать 60 дней с момента регистрации заявления. Отрицательное заключение экспертизы служит основанием для отказа в выдаче лицензии. Лицензия выдается на срок не менее 3 лет. В лицензии указывается: наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию, регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче, наименование и место нахождение образовательного учреждении, Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), срок действия лицензии.

Лицензирующие органы вправе контролировать деятельность учреждения, приостанавливать ее полносстью или частично при выявлении нарушений, невыполнении требований об их устранении. Лицензия может быть аннулирована судом по заявлению лицензирующего органа.

Не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажеровок, семинаров и других видов обучения не соправождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об уровне образования и квалификаей, а так же индивидуальная педагогическая деятельность.

2 Вопрос. Аккредитация ОУ.

Аккредитация ОУ проводится с целью проверки качества образовательных услуг.

Государственная аккредитация ОУ - юридическое признание его прав и способность осуществлять свою деятельность на должном уровне.

Свидетельство об гос. аккредитации подтверждает:

·         гос. статус;

·         уровень реализуемых образовательных программ;

·         соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям гос образовательных страндартов;

·         право на выдачу документов гос образца о соответствующем уровне образования.

Только аккредитованное ОУ может  пользоваться печатью с изображением Государственного Герба. Аккредитации ОУ предшествует самоаттестация. В ее ходе проверяется вся документация (паспорт ОУ, устав, лицензия, учебные планы и программы), делаются контрольные срезы по всем дисциплинам, положительные результаты должны быть у не менее половины выпускников в течение 3 последних лет.

Аккредитацию проводит специальная комиссия, она должна установить соответствие типа, вида и категории ОУ, предъявляемым требованиям на основании следующих показателей:

- уровня и направленности реализуемых образовательных программ;

- структуры классов;

- качества подготовки выпускников;

- кадрового обеспечения;

- информационно-технического оснащения;

- медико-социальных условий пребывания обучающихся.

Затем принимает решение о выдаче свидетельства об аккредитации, либо об отказе в нем. Решение принимается в двухнедельный срок.

В случае реорганизации ОУ, изменение его статуса свидетельство об гос. аккредитации теряет силу. Аккредитация ОУ очень важна, т.к. заставляет пед. коллектив работать в соответствии с существующими требованиями.

 

(с) copyright 2010, pedstudent.narod.ru. Копирование материал разрешено только со ссылкой на источник. 

Используются технологии uCoz