Раздел 1.
Тема: Государственная политика в области образования.
План:
1.
Содержание закона РФ «Об
образовании»;
2.
Принципы госполитики в
области образования и их реализация;
3.
Гос. Гарантии прав граждан
РФ в сфере образования.
Литература: Закон РФ «Об образовании» ст. 1,2,3,16., «Основы правовых
знаний».
1
Вопрос.
В
преамбуле определено, что под образованием следует понимать целенаправленный
процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Получая образование, гражданин
достигает определенного образовательного уровня или ценза, что
подтверждается соответствующим документом. В законе отмечено, что право нам
образование является одним из конституционных прав гражданина РФ.
Закон
РФ «Об образовании» содержит 58 статей в 6 главах. В законе определена
государственная политика (ГП) в области образования, раскрыты ее принципы и
содержанеи. В их числе приоритетность образовательной области, гарантии
получения образования, федеральная целевая программа его развития.
Глава
II закона
представляет систему образования, в которой определены – образовательные
программы, формы получения образования, права и обязанности образовательных
учреждений, определены общие требования к организации образовательного
процесса.
В
законе «Об образовании» государство гарантирует экономическую поддержку этой
важнейшей отрасли (глава 4). Об этом сказано и в документах национального
проекта «Образование».
Законом
определены так же социальные гарантии реализации прав граждан на образование
(гл. 5).
Подробно рассмотрим в законе вопросы трудовых отношений в системе
образования.
2
Вопрос.
Государство признает за каждым человеком право на образование. Деятельность
государства по созданию условий для реализации права на образование и
составляет ГП в области образования.
ГП в
области образования основана на следующих принципах:
1)
Гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека,
воспитание трудолюбия, уважение к правам и свободам;
2)
Единство федерального
культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой
образования национальных культур, региональных культур традиций и
особенностей в условиях многонационального государства;
3)
Общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки учащихся;
4)
Светский характер
образования в государственных и муниципальных ОУ;
5)
Свобода и плюрализм в
образовании;
6)
Демографический,
государственно-общественный характер управления образованием, автономность
образования;
3
Вопрос.
Наше
государство гарантирует возможность получения образования независимо от
пола, расы, национальности, происхождения, места жительства, религии,
принадлежности к партиям и движениям, возраста, состояния здоровья,
социального положения, наличия судимостей.
Различные ограничения на право получения профессионального образования могут
быть установлены только законом.
Государство гарантирует обедоступность и бесплатность общего и начального
профессионального образования, а так же на конкурсной основе бесплатность
среднего и высшего профессионального и послевузовского профессионального
образования в государственных образовательных и муниципальных ОУ.
Нуждающимся выплачиваются стипендии. Государство создает гражданам с
ограниченными возможностями условия получения образования, коррекции и
социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Общие
требования к приему граждан в образовательные учреждения содержатся в статье
16. Они таковы:
§
Правила приема в ГОУ и МОУ
предусматривают прием всех граждан, которые проживают на определенной
территории и имеют право на получение образования;
§
При приеме гражданина в ОУ
оно обязано познакомить поступающих с уставом ОУ, лицензией на право ведения
образовательной деятельности, со свидетельством о государственной
аккредитации, основными образовательными программами;
§
Прием в средние специальные
и высшие ОУ осуществляется на конкурсной основе;
§
Вне конкурса при условии
успешного прохождения вступительных испытаний принимаются:
o
Дети-сироты и дети
оставшиеся без родителей;
o
Лица до 23 лет из числа
детей-сирот и без родителей;
o
Дети-инвалиды, инвалиды
I и
II
групп, которым не
противопоказано образование в ОУ;
o
Дети до 20 лет, имеющие
только 1-го родителя – инвалиды
I
группы, если их
среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;
o
Победители и призеры
заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, международных
олимпиад;
o
Чемпионы Олимпийских игр,
паралимпийских, принимаются без вступительных экзаменов по направлениям в
область физкультуры;
o
Военнослужащие-контрактники
(при определенном основании) уволенные с военной службы поступают в
образовательные учреждения.
Тема: Образовательные правоотношения.
План:
1)
Система образования;
2)
Учебные планы и
образовательные программы;
3)
Уроки и формы получения
образования;
4)
Образовательные учреждения.
Литература:
·
Закон РФ «Об образовании»,
ст.8.
·
М.Ю. Федорова
«Образовательное право», ст. 35-55.
1
Вопрос.
Слово
«система» греческого происхождения и означает «целое, составленное из
частей».
Система
образования и ее части представлены в ст.8. Вот эти составляющие системы:
·
Преемственные
образовательные программы и государственные образовательные стандарты
различного уровня;
·
Сети
реализующих их образовательных учреждений;
·
Органов управления
образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Эта
система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и
взаимосвязь различных частей структуры, такого сложного явления как
образование.
Основным содержанием выступает цель: обеспечить право человека на
образование.
Если
образование – это процесс воспитания и обучения в интересах ученика,
общества и государства, то система в самом общем виде – это упорядоченная
совокупность отношений между субъектами образовательного процесса. Основной
субъект образовательного процесса – обучающиеся.
2
Вопрос.
Приказом минобрнауки РФ от 9 марта 2004
года, № 1312 был утвержден федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений России.
Он
разработан на основе ГОСТов и является основой для разработки региональных
учебных планов образовательного учреждения.
Федеральный базисный учебный план устанавливает перечень учебных предметов и
объем учебного времени отводимого на их изучение по ступеням общего
образования и учебным годам.
В
федеральном БУПе предложено годовое распределение часов, что дает
возможность образовательному учреждению перераспределять учебную нагрузку в
течение учебного года, строить учебные план на принципах дифференциации и
вариативности.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет продолжительность
учебной недели (5-ти или 6-ти дневной) и могут изменять ее в течение
учебного года.
В
федеральном БУПе устанавливается соотношение между федеральным компонентом,
региональным и компонентом образовательного учреждения.
При
этом не менее 75% от общего нормативного времени отводится на освоение,
основной образовательной программы общего образования, а на региональный
и местный компоненты не менее 10% для каждого.
Это
время может использоваться для целей углубленного изучения предметов
федерального компонента, для введения новых учебных предметов,
факультативов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для
организации обучения по индивидуальным образовательным программам и
самостоятельно работы обучающихся в библиотеках, лабораториях, музеях и т.д.
БУП
предусматривает деление классов на подгруппы, при занятиях по иностранному
языку, технологии, информатике, а также физики и химии при выполнении работ:
в городских школах – 25 и более человек; в сельских – 20 и более человек.
В наши
дни в соответствии с БУПом среднее (полное) образование осуществляется кК
правило по принципу профильного обучения. Разработка программ и учебного
плана по физикоматематическому, соц-гуманитарному и
информационно-технологических и др.
В этих
учебных планах часы распределяются на базовые учебные предметы, профильные,
элективные и местный компонент.
Все это
сделано для того, чтобы наиболее полно удовлетворять запросы учащихся в
соответствии с их интересами.
Существует план и для универсального обучения.
Предлагаемые учебные планы являются примерными и носят рекомендательный
характер. Все программы являются преемственными. Это означает, что каждая
последующая программа базируется на предыдущей.
Профессиональные образовательные программы обеспечивают подготовку
специалистов соответствующий квалификации: начального профессионального,
среднего специального, высшего и послевузовского профессионального
образования.
3
Вопрос.
В
России установлено 6 уровней образования:
·
Основное общее;
·
Среднее (полное) общее;
·
Начальное профессиональное;
·
Среднее специальное;
·
Высшее;
·
Послевузовское
профессиональное образование.
Достижение того или иного уровня образования подтверждается документами.
Формы
получения образования: очная, очно-заочная, вечерняя, заочная (дистанционня).
Существуют также формы семейного образования, самообразования (экстернат).
4
Вопрос.
ОУ
является юридическим лицом, имеет имущество, распоряжается им. Учридителем
ОУ могут быть органы гос. власти, местного самоуправления.
Право
на ведение образовательной деятельности возникает с момента выдачи
учреждению лицензии. Основным документом учреждения является
устав. Он разрабатывается ОУ и рассматривается учредителем.
Закон
РФ «Об образовании» подразделяет ОУ на:
·
Государственные;
·
Муниципальные;
·
Негосударственные;
·
Учреждения религиозного и
общественных организаций.
Виды
ОУ:
·
Дошкольные;
·
Начальная школа;
·
Основная школа;
·
Средняя общеобразовательная;
·
Гимназия;
·
Лицей;
·
Учреждения начального,
профессионально-технического образования;
·
СУЗы (колледжи, училища,
техникумы);
·
ВУЗы (университет, академия,
институт).
Тема:
Регулирование управленческих правоотношений в системе образования.
План:
1.
Компетенция органов власти и
местного самоуправления;
2.
Органы управления
образованием;
3.
Управление государственными
и муниципальными ОУ;
Литература: М.Ю. Федорова «Образовательное право» с. 72-82.
1
Вопрос.
Всякая
социальная система вообще, а образовательная в частности нуждается в
управлении. Система образования подвержена комплексному управленческому
воздействию со стороны общества и государства, но и сама вырабатывает
управленческие решения, адресованные образоват. … .
Например, в обществе и в государстве в целом сложились четкие представления
о том, какими знаниями и умениями должны овладеть обучающиеся в ОУ.
Для
этого разрабатывается система государственных стандартов. Система
образования призвана осуществить сам процесс образования и воспитания и
следить за тем, как реализуется в жизни ГОСТы и государственные
образовательные программы. В этом и заключается процесс управления.
Управление – осознанное систематическое специально-организованное
воздействие на общество (по упорядочиванию и совершенствованию его
социальной деятельностной структуры в процессе процессе выработки и
достижения цели.
Управление образованием это:
·
Деятельность органов власти
по повышению эффективности образования;
·
Деятельность по достижению
целей образовательной политики;
·
Постановка задач перед ОУ;
·
Контроль за деятельностью
ОУ.
Система
государственного управления образованием была сформирована в соответствии с
постановлением правительства РФ от 9 января 1992 года. Она двухуровневая:
включает Минобрнауки РФ и два федеральных агентства – по образованию и
федеральное агентство по надзору в образовании и науки. 2-ой уровень –
включает субъекты РФ. Это Министерство образования отдельных республик и
краев, областей; управления образованием и науки, комитеты, департаменты
образования.
Управление образованием на уровне местного самоуправления не входит в
систему государственного управления образованием, однако его значение
исключительно велико. Именно этот уровень наиболее близких к управлению
орг-ей самой разветвленной системы сети ОУ – общеобразовательной. Главное
различие уровней управления образованием заключается в уровне полномочий –
кто и чем управляет.
В
муниципальных районах специальные органы управления образованием могут
создаваться по решению органов местного самоуправления.
Все
названные органы управления образованием осуществляют единое руководство
системой государственных и муниципальных ОУ на федеральном уровне, а также
региональном и территориальных уровнях. Некоторые образовательные учреждения
находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти (Минзравсоцразвития
РФ, МВД и др.), которые осуществляют необходимые упраавленчиские функции в
отношении этих учреждений.
2
Вопрос.
Выделяют 3 группы органов управления образованием:
Федеральные;
Субъектов РФ;
Муниципальные.
Полномочия представлены в законе.
Ст. 28
закона «Об образовании» относится к компетенции федеральных органов власти и
органов управления образованием следующие полномочия:
Формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
·
Правовое регулироние в
области образования;
·
Установлениие порядков
создания, реорганизации и ликвидации ОУ;
·
Разработка и утверждение
типовых положений об ОУ;
·
Определениие порядка
лицензирвоания и государственной аккредитации ОУ;
·
Установление ГОСТов.
В
ведении субъектовРФ в области образования находятся:
·
Определение особенностей
порядка создания реорганизации, ликвидации и финансирования ОУ;
·
Формирование органов
управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих
органов;
·
Установление региональных
компонентов;
·
Формирование бюджетов;
·
Установление дополнительных
требований в части норм и правил, охраны здоровья учащихся, оснащенности
учебного процесса и оборудования;
·
Полномочия органов местного
самоуправления.
§
Реализация прав граждан на
получение обязательного среднего образования;
§
Содержание и контроль
муниципальных дошкольных учреждений;
§
Планирование организации
контроля деятельности местных и муниуипальных органов образования;
§
Формирование местных
бюджетов в части расходов на образование;
§
Создание, реорганизация и
ликвидация ОУ;
§
Обеспечение гражданином
возможности выбора ОУ;
§
Ведет учет детей, подлежащих
обязательному обучению в ОУ.
3
Вопрос.
Управление государственными и муниципальными ОУ это система управленческого
обеспечения. Ст. 35.
Основные принципы в законе это едино-ие и самоуправление.
Формами
самоуправления являются:
§
Совет ОУ;
§
Попечиетльский совет;
§
Общее собрание;
§
Пед. совет и т.д.
В
настоящие время в практике работы школы входят управляющие советы для
программ развития школ.
Управление ОУ осуществляют прошедшие аттестацию директор, ректор.
Должность руководителя не может выполняться по совместительству.
Директор школы имеет право давать указания работникам, поощрять их,
объявлять дисциплинарные взыскания.
Формы
непосредственно демократии ОУ является общее собрание, педсовет, когда в нем
участвуют все педагоги.
|